МУЛЬТИРЕЖИМНЫЕ КОНТРОЛЛЕРЫ ДИСКОВОДА "А16" И "A16M" техническое описание
1
1
02
       МУЛЬТИРЕЖИМНЫЕ КОНТРОЛЛЕРЫ ДИСКОВОДА "А16" И "A16M"
                    техническое описание
   A16 предназначен для подключения от одного до трех дисководов
к БК0010(-01); A16M - для  подключения  1  или  2  дисководов  к
БК0010(-01)  или  БК0011М,  на  БК0011М  обеспечивает  доступ  к
HALT-режиму.
   В А16М реализована защита от стирания информации на  дискетах
при выключении питания (без использования  потребляющих  большую
мощность микросхем 531 серии).
║    Как различить контроллеры "К+16", А16 и А16М:  если  у  Вас
║ А16 или А16М, то при включении питания (без нажатия каких-либо
║ клавиш)  на  экран   автоматически   выводится   сообщение   о
║ контроллере. Если у Вас А16М,  то  в  сообщении  сказано,  что
║ контроллер  годится  и  для  БК0011М  (  А16  -   только   для
║ БК0010(-01) ).
   ПЕРЕЗАПУСК компьютера, осуществляемый нажатием кнопки "RESET"
контроллера, возможен двух  типов:  кратковременное  нажатие  на
кнопку работает традиционно и приводит к выходу в текущий режим;
длительное удержание кнопки (1 сек и более) приводит к установке
стандартного режима работы ДОЗУ (режимы описаны ниже) и:
 - запуску тестов, если ни  одна  клавиша  в  момент  отпускания
RESET не нажата;
                          на А16:
 - загрузке операционной системы, если нажат "пробел";
 - сохранению регистров R0-R6 в ячейках 37762-37776 и  выходу  в
монитор БК, если нажат "0";
 - сохранению регистров R0-R6 в  ячейках  7762-7776  и  областей
памяти 0-10000 в 10000-20000 и 120000-140000 (или 140-160000)  в
20000-40000, если нажата клавиша "1" (или "2");
 - передаче управления на адреса:  130000  при  нажатой  клавише
"3", 140000 - "4", 150000 - "5", 137000 - "6", 157000 -  "7",  и
на адрес, содержащийся в ячейке 376, если нажата клавиша "8";
                          на А16М:
 - старое значение SP сохраняется в 37776, SP устанавливается на
37776; если установлен признак "перехвата перезапуска" -  содер-
жимое ячейки 137720 "стартового" режима  =  37776, то управление
сразу передается на 137722;  иначе  устанавливается  стандартный
для данной модели БК (10-01 или 11М) режим работы доп. ОЗУ и:
 - если нажата клавиша "0" или "1" - произойдет попытка загрузки
с соответствующего привода;
 - если нажата клавиша "2" -  передается  управление  на  100000
(таким образом на БК0011М достигается "перезапуск на 100000");
 - клавиши "3"-"8" обрабатываются так же, как и на А16.
   И на А16, и на А16М команды монитора БК10 "T0",  "T1"  (а  на
А16 и  "T2")  вызывают  загрузку  с  привода  с  соответствующим
номером; "T3"-"T7",  "T10"  работают  аналогично  перезапуску  с
нажатием клавиш 3-7, 8 соответственно;  "Т2"  на  А16М  передает
управление на 100000.
ПРИМЕЧАНИЯ:
==========
 1. Встроенный тест включает в  себя  проверку  программируемого
таймера, который находится в процессоре БК 1801ВМ1 и к  контрол-
леру отношения не имеет. В случае появления сообщений об ошибках
других узлов необходимо обратиться к изготовителям.
 2. В тесте корректно определяется тактовая частота БК 3 МГц,  4
МГц и 6 МГц. При использовании неправильной схемы "турбирования"
БК, опубликованной в журнале "ИНФО", точность определения такто-
вой частоты не гарантируется. Если ваш экземпляр контроллера  на
повышенной тактовой частоте не  работает,  обратитесь  в  фирму-
изготовитель.
 3. Наращивание памяти до 64 или 128 Кбайт  можно  произвести  в
фирме "АльтПро" или у официальных дилеров на льготных условиях.

       НАЗНАЧЕНИЕ КОНТАКТОВ ВЫХОДНОГО РАЗЪЕМА КОНТРОЛЛЕРА
                     (выход к дисководу)
┌────┬─────┬───────────────────┐┌────┬─────┬───────────────────┐
│Конт│Сигн.│Назначение контакта││ 22 │ ЗПД │ Данные записи     │
├────┼─────┼───────────────────┤│ 24 │ РЗП │ Разрешение записи │
│  8 │ ИНД │ Индексный маркер  ││ 26 │ Д00 │ Нулевая дорожка   │
│ 10 │ ВН0 │ Выбор накопителя 0││ 28 │ ЗЗП │ Запрет записи     │
│ 12 │ ВН1 │ Выбор накопителя 1││ 30 │ ДЧТ │ Данные чтения     │
│ 14 │ ВН2 │ Выбор накопителя 2││ 32 │ ВП0 │ Выбор поверхности │
│ 16 │ МВК │ Включ. двигателя  ││ 34 │ ГОТ │ Готовность        │
│ 18 │ НПШ │ Направление шага  │├────┴─────┴───────────────────┤
│ 20 │ ШАГ │ Шаг               ││ Все нечетные  -  ОБЩИЙ       │
└────┴─────┴───────────────────┘└──────────────────────────────┘
   В А16М сигнал ВН2 незадействован.
   Первый провод в плоском кабеле  соответствует  8-му  контакту
разъема. Используется кабель 2 видов:  27  жил  или  26  жил.  В
случае, если в кабеле 26 жил, 33 контакт разъема пропускается.

    НАЗНАЧЕНИЕ КОНТАКТОВ ВХОДНОГО РАЗЪЕМА КОНТРОЛЛЕРА (МПИ)
 ┌──────┬─────┐  ┌──────┬─────┐  ┌──────┬─────┐  ┌──────┬─────┐
 │Сигнал│Конт.│  │Сигнал│Конт.│  │Сигнал│Конт.│  │Сигнал│Конт.│
 ├──────┼─────┤  ├──────┼─────┤  ├──────┼─────┤  ├──────┼─────┤
 │ AD0  │ A31 │  │ AD8  │ B26 │  │ SYNC │ B22 │  │ BAS2 │ A29 │
 │ AD1  │ B31 │  │ AD9  │ A27 │  │ RPLY │ B20 │  │ MON10│ B1  │
 │ AD2  │ B29 │  │ AD10 │ B25 │  │ DIN  │ A23 │  │ GND  │AB2,3│
 │ AD3  │ B30 │  │ AD11 │ A26 │  │ DOUT │ B21 │  │ +5V  │AB12 │
 │ AD4  │ B28 │  │ AD12 │ B24 │  │ WTBT │ B11 │  │ +5V  │ A4  │
 │ AD5  │ A28 │  │ AD13 │ A25 │  │ RESET│ B19 │  │      │     │
 │ AD6  │ B27 │  │ AD14 │ B23 │  │ RESTA│ A1  │  │ MON11│ B6  │
 │ AD7  │ B32 │  │ AD15 │ B7  │  │ BAS1 │ A14 │  │ RAM11│ A22 │
 └──────┴─────┘  └──────┴─────┘  └──────┴─────┘  └──────┴─────┘
 AD0-AD15-...-RESET - стандартные сигналы шины;
 RESTA - перезапуск процессора (низким уровнем);
 BAS1,BAS2 - блокировка ПЗУ Бейсика на БК0010(-01) (высоким);
 MON10 - сигнал отключения ПЗУ монитора БК0010(-01) (высоким),
        схема отключения реализована не на всех БК (зависит от
        завода-изготовителя - см. ниже);
 MON11 (только для A16M) - сигнал отключения ПЗУ монитора БК11М
        (высоким), для отключения требуется доработка БК0011М;
 RAM11 (только для А16М) - сигнал отключения верхней страницы
        ОЗУ (100000-140000) БК0011М (низким); при выставленном
        сигнале RAM11 потребление увеличивается на 30-50 мА.

                 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
   На БК0010-01 последней версии, выпускаемой заводом  "Экситон"
с 1991 года, возможно программное отключение монитора-ПЗУ  БК  и
подключение на его место вторых 8 Кбайт ДОЗУ, что  дает  возмож-
ность внесения изменений в  монитор  БК,  максимально  надежного
перехвата обращений программ к  магнитофону  за  счет  изменения
содержимого ячейки 100036, загрузки любых экранных шрифтов.
   Доработка  БК0010-01  предыдущих   выпусков   заключается   в
следующем: 1) отсоединить от схемы вывод B1 разъема МПИ и  вывод
23 микросхемы 1801РЕ2-017;  2)  в  образовавшийся  разрыв  между
выводом 23 и "общим" впаять резистор 1 кОм и соединить вывод  23
с контактом B1 МПИ.
   По многочисленным просьбам в А16М  предусмотрена  возможность
отключения  монитора  БК0011М,  сигнал  отключения  выведен   на
контакт B6 разъема МПИ (как было предложено в статье  в  журнале
"Персональный компьютер БК"). Контакт B6  в  БК незадействован -
для того, чтобы отключение монитора БК11М  работало,  необходимо
сделать доработку, аналогичную предложенной для БК0010 -  только
B6 отделять от схемы не надо и  номер  микросхемы  другой:  DS17
(1801РЕ2-324 или 1801РР1).
   Сигнал отключения верхней страницы ОЗУ  БК0011М  используется
при обмене данными с дополнительной памятью контроллера.

            РЕЖИМЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ОЗУ КОНТРОЛЛЕРА A16M
════════════════╤═════╤═════╤═════╤═════╤═════╤═════╤═════╤═════
Название режима │Start│Std10│ОЗУ10│Basic│Std11│ОЗУ11│ОЗУзз│Hlt11
════════════════╪═════╪═════╪═════╪═════╪═════╪═════╪═════╪═════
Код включения   │ 160 │ 60  │ 120 │ 20  │ 140 │ 40  │ 100 │20000
────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────
Откл. мон. БК10 │     │     │  +  │  +  │     │     │  +  │  +
-/-   мон. БК11М│     │  +  │     │  +  │     │  +  │     │  +
-/- верх.ОЗУ-11М│  +  │  +  │  +  │  +  │     │     │     │
════════════════╪═════╪═════╪═════╪═════╪═════╪═════╪═════╪═════
170000-177777   │ ПЗУ │  -  │  -  │  -  │  -  │  -  │  -  │  3W
────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────
160000-167777   │ ПЗУ │ ПЗУ │ ПЗУ │  -  │ ПЗУ │  2  │ ПЗУ │  2
────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────
150000-157777   │  1  │  1  │  -  │  -  │  -  │  1  │  -  │  1
140000-147777   │  0  │  0  │  -  │  -  │  -  │  0  │  -  │  0
────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────
130000-137777   │  3  │  3  │  3  │  -  │  -  │  -  │  3  │  -
120000-127777   │  2  │  2  │  2  │  -  │  -  │  -  │  2  │  -
────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────
110000-117777   │  -  │  -  │  1  │  1  │  -  │  -  │  1  │  -
100000-107777   │  -  │  -  │  0  │  0R │  -  │  -  │  0R │  -
════════════════╧═════╧═════╧═════╧═════╧═════╧═════╧═════╧═════
 Обозначения: ПЗУ - ПЗУ объемом 10000; 0,1,2,3 - 4 сегмента  ОЗУ
по 10000 (по 4 Кб); R,W (0R,3W)  -  указанный  сегмент  доступен
только по чтению или записи соответственно.
        Назначение режимов:
 Start - аппаратно подключается при  вкл.  питания  и  "длинном"
         перезапуске, перехватывается управление при запуске;
 Std10 - стандартный для БК10 с доп. ОЗУ 16 Кб;
 ОЗУ10 - для БК10: вместо монитора подкл. вторые 8 Кб ОЗУ;  этот
         же режим используется на БК0011М для доступа к доп. ОЗУ
         контроллера (верхняя страница ОЗУ БК11М отключается);
 ОЗУзз - то же, но нижние 10000 ОЗУ подключаются в режиме квази-
         ПЗУ (с запретом записи - отсюда  "зз"),  что  позволяет
         обеспечить максимально надежную эмуляцию БК0010 с  маг-
         нитофоном - работают даже савинские программы,  стираю-
         щие экран до прерывания по вектору 4;
 Basic - режим для подключения ПЗУ Бейсика БК0010-01;
 Std11 - стандартный для БК0011М - ОЗУ  отключено  (при  запуске
         подключается стандартный для каждой модели БК режим!);
 ОЗУ11 - на место монитора БК11М и ПЗУ-160000 подключается  ОЗУ,
         на МПИ выставляется сигнал отключения монитора БК11М;
 Hlt11 - то же, плюс обеспечивается доступ к HALT-режиму.
   Режимы включаются следующим образом:
        MOV     #6,@#177130     ;стробирующий код
        MOV     CODE,@#177130   ;код включения режима
        MOV     #0,@#177130     ;очистка
   Для очистки в данной модели контроллера можно использовать  и
команду CLR, команда "MOV #0,..." приведена для совместимости  с
контроллерами с доп. ОЗУ 128 Кб и выше -  там  CLR  использовать
нельзя (MOV #0 и CLR - не одно и то же).
   ПЗУ Бейсика БК0010-01 подключается традиционно  установкой  3
разряда регистра 177130, правда при этом, как видите, режим  ра-
боты ОЗУ не меняется. Регистры контроллера дисковода отключаются
по чтению установкой 2 разряда того же регистра. (Т.е., для под-
ключения Бейсика после соотв.  подготовки  используется  команда
MOV #14,@#177130; для работы в Бейсике есть готовая программа  -
BASIC16M).

             РЕЖИМЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ОЗУ КОНТРОЛЛЕРА A16
════════════════╤═════╤═════╤═════╤═════╤═════╤──B──A──S──I──C──
Название режима ║Start│ Std │ОЗУзз│ОЗУрз║  -  │ Std │ОЗУзз│ОЗУрз
════════════════╬═════╪═════╪═════╪═════╬═════╪═════╪═════╪═════
Код включения   ║ 140 │ 40  │ 100 │  0  ║/150 │ /50 │/110 │ /10
────────────────╫─────┼─────┼─────┼─────╫─────┼─────┼─────┼─────
Откл. мон. БК10 ║     │     │  +  │  +  ║     │     │  +  │  +
════════════════╬═════╪═════╪═════╪═════╬═════╪═════╪═════╪═════
170000-177777   ║ ПЗУ │  -  │  -  │  -  ║ BAS │ BAS │ BAS │ BAS
────────────────╫─────┼─────┼─────┼─────╫─────┼─────┼─────┼─────
160000-167777   ║ ПЗУ │ ПЗУ │ ПЗУ │ ПЗУ ║ BAS │ BAS │ BAS │ BAS
────────────────╫─────┼─────┼─────┼─────╫─────┼─────┼─────┼─────
150000-157777   ║  1  │  1  │  -  │  -  ║ BAS │ BAS │ BAS │ BAS
140000-147777   ║  0  │  0  │  -  │  -  ║ BAS │ BAS │ BAS │ BAS
────────────────╫─────┼─────┼─────┼─────╫─────┼─────┼─────┼─────
130000-137777   ║  3  │  3  │  3  │  3  ║ BAS │ BAS │ BAS │ BAS
120000-127777   ║  2  │  2  │  2  │  2  ║ BAS │ BAS │ BAS │ BAS
────────────────╫─────┼─────┼─────┼─────╫─────┼─────┼─────┼─────
110000-117777   ║  -  │  -  │  1  │  1  ║  -  │  -  │  1  │  1
100000-107777   ║  -  │  -  │  0R │  0  ║  -  │  -  │  0R │  0
════════════════╧═════╧═════╧═════╧═════╧═════╧═════╧═════╧═════
   Назначение первых четырех  режимов  совпадает  с  назначением
аналогично названных  режимов  контроллера  A16M  (зз  =  запрет
записи, рз = разрешение записи). Их включение  тоже  выполняется
аналогично контроллеру A16M.
   Установка 3-го разряда регистра 177130 автоматически увеличи-
вает номер режима на 4 (т.е.  перебрасывает  в  правую  половину
приведенной таблицы  режимов),  отключает  регистры  контроллера
(177130,177132) по чтению и подключает ПЗУ с Бейсиком.

            НУМЕРАЦИЯ ВЕРСИЙ КОНТРОЛЛЕРОВ "АЛЬТПРО"
            =======================================
   Номер версии доступен программно - он содержится в  последнем
слове ПЗУ (по адресу 167776). В старшем байте закодирован  номер
модели контроллера, в младшем - номер версии прошивки ПЗУ:
 174000 - A16;
 174400 - A16 + контроллер "винта" с доп. ОЗУ 4 Кб (170-177000);
 175000 - A16M;
 175400 - не использ.;
 176000 - 64 Кб  ──>  ┐ если младший байт > 0 - то  это  старая
 176400 - 128 Кб ──>  │ версия ПЗУ совмещенного контр. винчесте-
 177000 - 256 Кб ──>  │ ра и дисковода SMK64, ее нужно заменить
 177400 - 512 Кб ──>  ┘ (ПЗУ установлено на панелях);  если мл.
                        байт имеет значение от  200  до  300 -
 это номер версии ПЗУ контроллера SMK с указанным объемом ОЗУ;
 если > 300 - это номер версии  ПЗУ  дисководного  контроллера
 A..M с указанным старшим байтом объемом памяти.
                                  В.Е.Новак, фирма "АльтПро"

A16 предназначен для подключения от одного до трех дисководов к БК0010(-01); A16M - для подключения 1 или 2 дисководов к БК0010(-01) или БК0011М, на БК0011М обеспечивает доступ к HALT-режиму. В А16М реализована защита от стирания информации на дискетах при выключении питания (без использования потребляющих большую мощность микросхем 531 серии).



html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Комментариев: 0
Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Гость, оставишь комментарий?
Последние Комментарии
Привет. Заменил версию игры.
Привет. Есть версия v34, она немного побыстрее будет: https://github.com/nzeemin/bk0011m-hwyenc/releases/download/v34/HWYENC-v34.zip
Выложил релиз игры.
Угрохал часа три, бегаешь по лабиринтам которые, кстати, закольцованы, перед входом в любую запертую дверь выкидывал этот ключ около двери или
Андрей
Цель игры не ясна. Ключи берутся и выбрасываются цифрами 0 и 9. Найденные ключи переключаются цифрами 1-5.
Помощь сайту
Посещения
Cегодня: Friday، 15 November 2024
Всего IP: 5334
Всего посещенных страниц: 23544
Количество IP на сегодня: 279
Количество IP за вчера: 450
Посещения сегодня: 794
Количество просмотров вчера: 1535
Количество гостевых пользователей: 6
Всего онлайн-пользователей: 6